Как пишет издание, фермы Байрон Агро в селе Стовпяги в 85 км от Киева как будто не коснулась цивилизация. 140 коров, 27 коз и несколько десятков перепелов здесь кормят, как в XIX веке, - сеном, тыквой и зерном, выращенными на полях хозяйства без применения химических удобрений. Не кладут здешние фермеры в корм и никаких консервантов, стимуляторов роста и гормонов.
На небольшой кухне, где стоит маслобойка и несколько газовых плит, две сотрудницы фермы в белых халатах и перчатках вручную заворачивают сливочное масло в фольгу, разливают молоко в стеклянные банки и раскладывают творог в коробки из пищевого пластика.
Далее следует финальный аккорд: на упаковках появляется этикетка торговой марки Вилла роз, а внутри - вкладыш с портретом хозяина фермы Юрия Сергеева и контактами. Отсюда эти продукты отправятся в самое сердце украинской торговой индустрии - супермаркеты Сільпо и Велика кишеня.
Корреспондент отмечает, что на прилавках они будут отличаться от обычных аналогов не только более простой и экологичной упаковкой, но и ценой - в среднем она выше в два с половиной раза. 1 л обезжиренного молока стоит 18 грн., 1 л жирного - 25 грн., 200 г сливочного масла - 60 грн., 500 грн. творога - от 22 грн.
"У нас маленькие объемы и очень высокая себестоимость", - объяснил разницу в цене Сергеев. По его словам, производство натурпродукта - процесс медленный, ведь в нем не используются ускорители роста и автоматика, и доходы фермеров растут не так стремительно. Кроме того, органика - продукт скоропортящийся, и его потери при доставке к потребителю также закладываются в цену.
Еще один ценообразующий фактор - специальная упаковка для органики. В Украине ее производство не развито, и Сергеев под молоко закупает польские стеклянные банки объемом 0,33 л. "Только на одну такую банку я трачу 3 грн", - объяснил бизнесмен.
Кроме того, производителю экопродуктов, в отличие от обычного фермера, необходимо собрать гораздо большее количество разрешительных документов и больше потратиться на них, а также на штрафы проверяющих органов. По словам Сергеева, эти расходы он также закладывает в цену своего товара.
В то же время владелец Байрон Агро считает производство "зеленой" еды выгодным бизнесом: рентабельность органической фермы составляет порядка 20-30%, тогда как продуктового магазина, например супермаркета, - около 23-25%.
При этом стоимость украинской органики ее производители и продавцы считают вполне адекватной. Директор сети столичных органических магазинов и кафе EcoChic Людмила Веспер уверена, что затраты потребителя с лихвой окупятся в будущем. "Человек, который правильно питается, тратит меньше денег на врачей, лекарства, его не угнетают проблемы лишнего веса, а трудоспособность высокая", - объясняет Веспер.
Еженедельник пишет, что такого мнения придерживаются соотечественники с доходом выше среднего и молодые родители, заботящиеся о здоровье своих детей. Это, отмечает издание, основные потребители экоеды в Украине.
В частности, 30-летняя Ирина Федченко перешла на натуральные хлеб, мясо, молоко и овощи осенью прошлого года, когда у ее двухлетнего сына врачи диагностировали аллергию и посоветовали изменить его рацион. Раз в неделю она закупает продукты в интернет-магазине Органик Эра. При сумме заказа не менее 500 грн доставка бесплатная, отмечает Федченко. "Это удобно, полезно и очень вкусно. Например, огурцы и помидоры там действительно вкусные, а не отдают пластиком, как в супермаркете", - считает она.
При этом Органик Эра торгует и через обычный магазин, где можно увидеть весь товар лицом. Так же - онлайн и офлайн - работает еще одна компания по продаже экопродуктов, Свій Фермер.
Развивает бизнес и Веспер: за пять лет число ее торговых точек выросло от одной до трех, плюс в феврале открылось еще и кафе на Андреевском Спуске. Цены там вполне умеренные. Например, чайник ароматного травяного чая, выращенного на небольшой органической ферме в Крыму, обойдется всего-то в 15 грн.
источник: корреспондент